Программа опытно- экспериментальной работы по теме:
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта»
Актуальность проблемы. В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую. При этом забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих понятия. Достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии психического и социального здоровья изучались недостаточно. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни. Среди основных жизненных ценностей у российских подростков здоровье и здоровый образ жизни как ценность занимают девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню. К этому стоит также добавить тот факт, что, несмотря на разнообразие законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья детей и подростков имеет место декларативность законов, которая не позволяет создавать действенных подзаконных актов. Наряду с этим нечетко прописаны и вопросы ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.
Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока – позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни школьников. Все вышесказанное определяет актуальность и значимость настоящего экспериментального исследования.
Цель эксперимента: создание и апробация региональной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта»
Объект исследования – программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
Предмет исследования: образовательный процесс, направленный на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Гипотеза исследования. Образовательный процесс школы будет способствовать успешному формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, если
- здоровьесберегающая организация образовательного процесса и пространственно-предметная среда, созданная в образовательном учреждении, станет для педагогического коллектива школы приоритетным и значимым направлением деятельности;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты будет обеспечена программно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса;
- система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты которой будут направлены на воспитание ценностей, среди которых Культура Здоровья и Здоровый образ жизни займут ведущее место;
- будет организован мониторинг эффективности организации формирования здорового и безопасного образа жизни в школе;
- все участники образовательного процесса и родители учащихся будут участвовать в пропаганде культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи исследования:
1.Разработать педагогическую систему по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом особенностей образовательного учреждения
2.Определить критерии оценки эффективности педагогической системы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьников
Теоретические положения экспериментальной программы
1 Культура здорового и безопасного образа жизни многоплановый процесс ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении, необходимое условие бесконфликтного вхождения подрастающей молодежи в «мир взрослых» и средство успешной личностной самореализации
2. Стратегия формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьетворящей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания
3. Обязательным условием формирования ценности культуры здоровья и безопасного здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми
4. Научная обоснованность, последовательность, возрастная и социокультурная адекватность, информационная безопасность и практическая целесообразность является основой разработки программы формирования ценности культуры здоровья и здорового безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации
Методы исследования:
- анкетирование, тестирование
- скрининг-диагностика
- количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики
Практическая значимость опытно-экспериментальной работы заключается в следующем:
1. В создании и апробации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта
2. В разработке критериев оценки эффективности реализации программы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
3. В разработке и внедрении системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, включающей целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты.
Этапы опытно-экспериментальной работы.
Первый этап (диагностический) – 2010 – 2011 гг.
- Анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, социологической, философской литературе по теме эксперимента;
- Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе: по организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек, организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями) обучающихся;
- Выделение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся;
- Подбор инструментария для проведения исследования, разработка методики опытно-экспериментального исследования (тесты, анкеты, скрининг-диагностика);
- Проведение первичного мониторинга социального компонента здоровья обучающихся;
- Обобщение полученного материала, обработка результатов количественных и качественных исследований
Второй этап (опытно-экспериментальный) - 2011-2013 гг.
- Внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек, проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни);
- Создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- Создание в школе целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-ценностная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Культура здорового и безопасного образа жизни занимает особое место;
- Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- Создание в образовательном учреждении здоровьетворящей пространственно-предметной среды;
- Проведение мониторинга оценки сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, эффективности работы школы в этом направлении.
- Приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- Привлечение педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Третий этап (обобщающий) - 2013 - 2014 гг
- систематизация и обработка результатов исследования
- уточнение теоретических и экспериментальных выводов
- оформление отчетов, научно-методических и практических рекомендаций
- публикации, выступления на конференциях разных уровней организации
База эксперимента: Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5» г. Гусь-Хрустального
Научный руководитель: Ловкова Т. А., к.б.н., ст. преподаватель кафедры естественно-математического и географического образования ВИПКРО.
Предполагаемые результаты
1. Разработана и апробирована программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
2. Разработаны и применяются научно-методические и практические рекомендации по системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников для руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных специалистов, учащихся.
КОНЦЕПЦИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта»
Актуальность темы и постановка проблемы исследования.
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представлена в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей среди которых
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.
В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения (Л.И. Божович, Н.И. Болдырева, Л.М. Зыбин, М.А. Алемаскин, А.И. Кочетов, И.Д. Зверев, В.П. Козляков, И.С. Кон, И.Ф. Свадковский, Н.К.Смирнов, Д.В. Колесов и др.), медицинские стороны культуры здоровья исследовали С.С. Корсаков, И.В. Стрельчук, Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров, Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицин, Д.В. Колесов, Е.И. Чазов и др.
Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В.В. Белорусов, И.Н. Решетень, П.А. Рудик, Р.Г. Харабуга, А.Ц. Пуни, Н.А. Худадов, Г.П. Богданов, Б.Т. Лихачев, Ю.И. Зотов и др.). В ряде работ раскрывается сущность физической культуры как свойства личности (Н.Н.Визитей, Б.И.Новиков, В.И.Столяров, В.С.Бальсевич), а в системе физического воспитания акцентируются механизмы формирования культуры здоровья. Ряд специалистов выдвигают идеи "здравостроительства", "здравостроения" (Ю.Н.Теплер, Л.Н.Нифонтова и др.), расширяя рамки понятия "физическое воспитание". В последние годы внимание исследователей данной научной школы уделяется проблеме воспитательного пространства, исследование которого идет в нескольких направлениях: воспитательное пространство рассматривается как педагогическая категория (Новикова Л.И., Гаврилин А.В., Андреева В.В.) и как условие развития личности ребенка (Селиванова Н.Л.). Описаны феномены «пространство детства» (И.Д.Демакова), «воспитательное пространство повседневности школьного бытия подростка» (Д.В.Григорьев); воспитательное пространство малого города (Корешков М.В.), реабилитационно-воспитательное пространство (С.Н.Кошман), здоровьесберегающее пространство общеобразовательной школы (О.Е.Подгорная), здоровьесберегающее пространство взаимодействия детского сада и начальной школы (И.П.Золотухина). Исследованы некоторые факторы гуманизации воспитательного пространства: национальные традиции (Г.А.Рогова), детское движение (Л.В.Алиева); игра (Куликова Л.В.); субкультура школы (Ширяев П.Т.), компьютер (Соколовский М.В.), детское театральное объединение (Нефедова Н.А.); географическое пространство (Зубкова Т.Н.).
В последние годы появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.) проектирования здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования (О.Е.Подгорная), ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья (И.Х.Нотфуллин). В последние годы появилось ряд работ по реализации здоровьесберегающих технологий (Н. К. Смирнов). Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.
Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры здоровья», мы исходили из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура», «культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни».
И.Х.Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную характеристику личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья школьников, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и другие.
Областью экспериментальной работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни школьников, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.
Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами, именно их под их воздействием формируется культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в научно-педагогической литературе даны А.В. Мудриком.
Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, Именно они определяют то, что «дитя человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.
Вторая группа факторов социализации - мезофакторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.
Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания формирующей личности как важнейший фактор её социализации.
В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Характерной особенностью современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.
В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей и здоровьетворящей образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие и здоровьетворящие образовательные технологии.
Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
- принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;
- принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);
- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни);
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;
- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.
- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.
Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.
Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально - педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие:
- критерии здоровья;
- критерии психологического комфорта;
- критерии обучения;
- критерии развития;
- критерии воспитания;
- критерии социальной устойчивости.
Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.
Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.
В последние годы наблюдается значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей активного сотрудничества школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья – наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей, подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, культуры здоровья, выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.
Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что семью необходимо педагогизировать с целью повышения её влияния на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:
природа и родной язык;
общение в семье, в школе, окружающая среда;
его деятельность;
средства массовой информации, искусство, литература;
образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.
В рамках данного направления экспериментального исследования предлагается изучение структуры образовательного процесса для определения степени влияния его основных компонентов на эффективность социализации личности
цели; субъекты и объекты, характер взаимодействия участников педагогического процесса;
содержание образования;
формы организации и технологии педагогического процесса;
педагогическая диагностика (мониторинг результатов педагогического процесса);
критерии эффективности; организация взаимодействия с окружающей средой.
По результатам экспериментальной работы предполагается разработать вариативные образовательные программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Мониторинг
Так как образ жизни человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций (В.А. Сластенин).
Иерархически структура направленности личности на здоровый и безопасный образ жизни представлена следующим образом:
- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;
- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;
- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
В рамках осуществления настоящего проекта на первом этапе исследования предлагается произвести оценку экспериментального учреждения образовательного по следующим позициям:
а) культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
б) вариативность образования (ассортимент элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, форм обучения, дополнительное образование);
в) ассортимент образовательных услуг в ОУ;
г) связи с другими учебными заведениями, учреждениями культуры, здравоохранения, «открытость школы»;
д) уровень материально-технического оснащения образовательного процесса;
ж) уровень развития профессионального мастерства педагогического коллектива;
з) окружающий социум, родители учащихся
Общим результатом исследования должны стать:
- действующая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
- научно-методические и практические рекомендации по системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты для руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных специалистов.
Направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Направления |
Содержание |
Ответственность и контроль за реализацию |
Оценка инфраструктуры |
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; |
Администрация образовательного учреждения |
Организация учебной |
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения; |
Педагоги образовательного учреждения |
Физкультурно –оздоровительная работа |
• рациональная организация двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, |
Администрация |
Дополнительная образовательная |
• внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс через интеграцию в базовые образовательные дисциплины, проведение часов здоровья, факультативных занятий, элективных курсов, классных часов, кружков, досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; |
Педагоги образовательного учреждения |
Просветительская работа с родителями |
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; |
Педагоги образовательного учреждения |