Официальный сайт МОУ "ООШ №5" г.Гусь-Хрустальный

Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую.
Л. Мерсье

 

Музей школы №5 г. Гусь-Хрустальный

В школе №5 г. Гусь-Хрустальный  27.12.2010года  открылась музейная комната, экспозиции которой посвящены войне в Афганистане.
На торжественное открытие пригласили ветеранов Афганистана и тех, кого коснулась эта война, — родителей погибших воинов. Школьники подготовили литературно-музыкальную экспозицию, читали пронзительные стихи. На памятных стендах — фотографии «афганцев», боевые награды, листовки на фарси, котелок, фляжка, комсомольский значок, карта полетов, есть даже зеленая купюра в 3 афгани — местные деньги.
Работа над экспозицией начиналась с нуля, очень сложно было собирать материал. Солдатам, участвовавшим в войне в Афганистане, категорически запрещалось делать какие-либо фотографии, афишировать свое пребывание «за речкой» — так долгое время завуалированно называли переход через Амударью и начало военных действий. Поэтому все, что собрано в музее, по сути, вывезено нелегально: армейские фотографии, памятка воину-интернационалисту с описанием обычаев и нравов страны, блокнот, спасательная рация.
Каждый из экспонатов, представленных на выставке, имеет свою историю. «Когда в Газни сбили самолет командира эскадрильи, мы нашли его по этой рации. Потом он мне ее подарил. Это было в 1982 году, а рация до сих пор работает, даже батарейки еще „живы“, — рассказывает Юрий Апатенко, подполковник в запасе. У него за плечами — более ста вылетов на территории Афганистана в составе 27-го Краснознаменного Выборгского истребительного авиационного полка. Потом у кадрового военного была служба в Индии, в Ираке, в Конго, но до сих пор ему помнится тот особенный терпкий привкус чая, заваренного на верблюжьей колючке в Афгане. Этот напиток, говорит Юрий Григорьевич, и жажду хорошо утолял, и служил своего род антисептиком.
Фотография „афганца“ на стенде школьного музея размещена рядом с портретом его отца — Григория Дмитриевича Апатенко, ветерана Великой Отечественной войны, призванного в армию весной 1941 года, награжденного орденом Красной Звезды, медалями и мобилизованного в 1944-м по ранению.
Фамилия потомственных военных Кустаровых тоже представлена несколькими поколениями. Рядом с фотографией деда в буденновке — Константина Федоровича — отсканированная похоронка, которая хранится в семье с. 1942 года. В ней значится: погиб под Смоленском. Рядом — его сын Рудольф и краткая справка: служил в Североморске на эсминце „Несокрушимый“, участвовал в урегулировании Карибского кризиса и событиях в Чехословакии в 1968 году. А на долю внука Константина Федоровича, младшего Кустарова, выпали дороги Афганистана. Мужчина говорит об этом кратко: 85–87 годы, разведка, Кундуз.
Илья Кутузов недавно закончил школу, но специально приехал на открытие музея: „Отец воевал в Афганистане, здесь собрались его друзья, общение с ними не заменит никакой учебник“. Показать преемственность военных традиций в семьях „афганцев“ — тема, определяющая всю экспозицию. Татьяна Кутузова, жена солдата, мать будущего защитника Отечества и заместитель директора школы Гусь-Хрустального, рассказывает: «Основной смысл открытия музейной комнаты, пока еще не музея, — создание своеобразного живого моста, который перекинут от ветеранов Великой Отечественной войны, участников войн в Афганистане, Чечне к сегодняшним детям. Мы только в сентябре начали ремонт помещения, а через полгода уже открыли музей.
В основу экспозиции легли материалы армейских альбомов. Уже есть своя небольшая фильмотека: видеозаписи художественных и документальных фильмов об афганской воине. Собирается библиотека и фонотека. В перспективе: сбор и запись воспоминаний „афганцев“ о тех событиях, в которых они принимали участие, создание своего рода „истории афганской войны“ на примере судеб солдат из Гусь-Хрустального района. И уже сейчас школьники приступили к этой большой научно-исследовательской работе. Уже с февраля в музее будут проводить экскурсии по заявкам других школ, уроки мужества, встречи с ветеранами.
Александр Царев — давно гражданский человек. Работа, семья, двое детей. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы когда-то в Кандагаре водитель, с которым он ехал, резко не сорвал с места машину: „Там, где мы только что стояли, через две минуты разорвался снаряд“. В 1986–1988 годах Александр был пулеметчиком и начальником звуковещательной станции. „Мы обеспечивали вещание на кишлаки, офицеры агитировали местное население на фарси, пушту, гари, узбекском. Раздавали помощь: муку, сахар, продукты, одежду. Бывало, нас обстреливали“. Александр служил во владимирском экипаже, в мае 1988-го всех отправили домой. До вывода войск
 — 15 февраля 1989 года — оставалось несколько месяцев.

Проходят годы… Но самым правдивым, ярким и искренним свидетельством тех событий была и есть наша память. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения — сегодня одна из актуальных за дач государства и общества. Невозможно воспитать гражданина и патриота только по учебнику в рамках школьного курса. Необходимо, чтобы дети понимали, что патриотизм начинается с любви к своей семье, своей Родине. Нужно постараться передать эстафету мужества, стойкости и героизма русского народа будущим поколениям. И делать это прежде всего на примере героев малой родины.

 

©2010 МОУ "ООШ №5"

Hosted by uCoz